Вот он день, когда вершатся судьбы! Опытные педагоги Землян перед этим днём советуют лечь спать пораньше, а с утра ни в коем случае не возобновлять «зубрежку». Исследования психологов Землян свидетельствуют, что при этом в памяти останется только материал, отработанный утром, а все остальное благополучно забывается. (Штирлиц знал, что они запомнят только то, что он заходил за снотворным, хе-хе).

Когда идти отвечать?
Итак, вы пришли на экзамен. Когда зайти в аудиторию — решайте сами.
Сделаем одно немаловажное замечание: больше всего времени на подготовку имеет пятый человек в первой пятёрке! Судите сами: стандартные полчаса на подготовку плюс время ответа первых четырёх человек. Итого 1 час и 10 минут (30+10+10+10+10). Никто из группы больше не получит такого шанса.
Но есть те, кто предпочитает обождать. Для них скажем, что к концу дня экзаменаторы, как правило, менее внимательны, утомлены и не хотят слушать долгие рассуждения. Они чаще останавливают абитуриентов, если хотят поставить «отлично», задают меньше дополнительных вопросов. В это время легче отвечать — при существенных пробелах в знании предмета. Но на высокую оценку рассчитывать не приходиться — срабатывает преподавательский стереотип — «сильные идут первыми».
Идти отвечать в конце группы нежелательно ещё и потому, что долгое многочасовое ожидание утомит вас. В группах, ожидающие сдачи экзамена, постоянно поддерживается напряженность, которая нередко разряжается в виде острых и юмористических замечаний, в том числе и в ваш адрес. Чем больше вы будете ждать, тем больше тратите энергии на разрядку.
Как взять билет
Получив билет, назовите его номер. Комментировать содержание билета радостными или скорбными репликами не стоит. Не стоит также, прочитав билет и поняв, что вы плохо к нему подготовлены, просить экзаменационную комиссию заменить билет. Помните: вторая попытка, как правило, оценивается на балл ниже. Сев на место, успокойтесь, сосредоточьтесь и постарайтесь вникнуть в содержание вопросов. Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывёт перед глазами. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомнив на минуту что-либо смешное или приятное. После того, как вы придёте в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы абсолютно ничего не знали. Просто не бывает такого! Составьте подробный план, запишите важные определения, формулы, схемы. Также помните: ответ должен содержать факты и ценную информацию. Переливая «воду» вы рискуете утонуть или «поплыть»…
Известно, что несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа. Отшлифуйте в уме начало ответа, оно должно быть содержательным и безупречным. Помните, что таблицы, плакаты, справочные данные (а также Периодическая система, макеты и технологические схемы и т.д.), находящиеся в вашем распоряжении во время экзамена — ваши прямые помощники, так как в них содержится значительная часть информации, необходимой для ответа.
Наблюдайте за экзаменатором
Перед тем, как идти отвечать, вы должны обязательно понаблюдать за экзаменатором: каковы его реакции и степень их проявления, насколько он доброжелателен или наоборот — раздражен, что он вообще за человек. Как общается с теми, кто уже отвечает. Для того чтоб правильно на всё это реагировать необходимо заранее кое-что знать.
1. Если вы видите, что экзаменатор не произнес ни слова, однако заметно, что он выражает сомнение и недовольство, целесообразно будет снизьте темп ответа, с помощью риторических вопросов нащупать узел противоречий и попытаться перейти к диалогу.
Почему? Потому, что экзаменатор не успевает (так как вы говорите слишком быстро) или не желает высказать. Такая ситуация весьма опасна: вы не видите препятствия и лишены возможности его нейтрализовать.
2. Если вы почувствуете, что замечания экзаменатора явно надуманны, искусственны, то здесь, скорее всего, дело не в ваших знаниях, то не спорьте, доказывая необъективность замечания. Согласитесь с экзаменатором и приведите свои дополнительные доводы в защиту его точки зрения. Подчеркните, что имело место не незнание, а недостаток времени для ответа. Например: «Да, да вы правы, больше того, в этой части ответа из-за недостатка времени я упустил еще и то, что …».
Почему? По своему смыслу эти замечания не носят объективного характера, они несущественны, иногда агрессивны. Скорее всего, во время ответа вы где-то «наступили экзаменатору на мозоль» или у него сработал отрицательный стереотип.
3. Если препод надумает над вами подшучивать, то вам нужно проверить, сделано ли замечание всерьез или для того, чтоб разрядить обстановку. В соответствии с этим, ваша реакция может быть остроумной или вообще никак не проявиться — замечание можно пропустить мимо ушей.
Почему? Причина этих замечаний — недовольство вашим поведением, личные или деловые неудачи экзаменатора, плохое настроение или же просто изучение ваших возможностей.
4. Если от экзаменатора вы слышите «Ну, а если это так, то почему это вот так?», скорее всего он заметил некое противоречие в вашем ответе. Он не указывает на него прямо, а наводящими вопросами пробует подвести вас к самостоятельному осознанию этого противоречия. Если вы не видите несоответствия в своих утверждениях, то экзаменатор продолжает подсказки-вопросы, выясняя, насколько глубоко вы разбираетесь в предмете. В этом случае лучше всего будет сказать: «Да, действительно, что-то не согласуется. Наверное, здесь я перепутал…».
Почему? Об уровне ваших знаний будут судить и по тому, насколько быстро вы обнаружите противоречие в ваших предыдущих высказываниях. Поймите: экзаменатор уже понял, что вы что-то не знаете, но что именно — ему пока неизвестно. Если вы будете маскировать объем своего незнания, стараясь запутать преподавателя, то вы его запутаете, и он решит, что вы вообще ничего не знаете по данному вопросу.
5. Если своим неправдоподобным замечанием экзаменатор сбивает вас с толку, возможно, он просто думает, что, если вы хорошо знаете вопрос, то опровергнете его высказывание. В таком случае, если вы на 200% уверены в своей правоте, вам нужно опровергать его замечание, если нет, то не опровергайте и не соглашайтесь. Необходимо выиграть время для того, чтобы выяснить, провокация это или нет. Для этого можно уточнить, переспросить, попросить объяснения. Например: «Какие породы вы имеете ввиду?»; «Вы говорите о катах или котангенсе?»; «Вы имеете в виду домашних животных?» и т.п.
Почему? Преподаватели обычно используют этот прием тогда, когда чувствуют, что абитуриент сомневается в истинности своего высказывания.
Рассмотрим эту ситуацию на примере. Допустим, что экзаменуемый, отвечая на вопрос по геометрии, твердо не знает, что котангенс – это отношение прилежащего катета к гипотенузе, но говорит: «Котангенс – это отношение прилежащего катета к гипотенузе». Экзаменатор: «Нет, здесь вы ошиблись, котангенс – это порода котов».
В этом случае у абитуриента есть две возможности:
а) согласиться. «Да, да, как же я забыл? Действительно, порода котов». — «Что и требовалось доказать»- отвечает экзаменатор и ставит двойку.
б) не согласиться. «Нет, все-таки отношение… » Но так ответить очень сложно. Во-первых, спорить с экзаменатором не принято и опасно. Во-вторых, согласно условиям нашего примера, экзаменуемый твердо не знает, что такое котангенс, и рисковать не будет.
Поэтому эти пути тупиковые и для использования не годятся.
Что делать, если ответили не правильно?
Бывает, что мы ошиблись. Что ж, все ошибаются. Но, на экзамене это совершенно некстати. Рассмотрим, как можно выйти из ситуации с наименьшими потерями.
1. Согласиться
После того, как экзаменатор сделал вам замечание, очень важно показать, что вы сразу же разобрались в его сути. В этом случае ваша предыдущая ошибка будет оценена как случайная. Если же у экзаменатора возникнет подозрение, что вы не поняли, в чем дело, то он будет считать вашу ошибку закономерным проявлением низкого уровня знаний.
Показать, что вы правильно оценили замечание, можно так:
- кивнуть головой, сказать «да»
- сравнить с фактами из других разделов. Например: «Да, да, понимаю. Это согласуется так же, как … в …»;
- дать понять, что обратная постановка вопроса приведет к противоречию. Например: «Да, верно. Иначе… А тогда…»;
- дать ссылку на авторитет. Например: «Да, да, ведь … еще в XIX веке говорил …»; «Да, конечно, это так, ведь высказывание … об … говорит о том …».
2. Сжать нескольких замечаний
Если экзаменатор делает вам несколько замечаний подряд. Вы должны, согласившись с его замечаниями и повторив их одним предложением, каким-то образом обосновать свои ошибки и упущения. Внимание экзаменатора будет направлено на эти объяснения. Первая же ваша фраза, в которой вы «сожмете» все замечания, беспрепятственно проникнет в его сознание.
Например. Экзаменатор: «Вы ничего не сказали о № 1, ошиблись в определении № 2 и толком не объяснили, почему № 3…» Абитуриент: «Да, я недостаточно осветил № 3, так как я забыл сказать, что …».
3. Перефразировать
Если замечание одно-единственное, вы должны повторить его и одновременно смягчить высказывание экзаменатора, не отрицая этого напрямую, намекнуть, что виновата еще и ситуация. Например.
1. Вы ошиблись… Да, я перепутал…
2. Вы не знаете… Да, я не могу вспомнить…
3. Здесь вы не правы… Да, я не учел этого…
4. Вы забыли сказать… Да, я не уделил этому внимания
5. Вы дали неверное… Да, я не до конца раскрыл… определение…
4. Пудрить мозги
Этот прием применяется в тех случаях, когда экзаменатор, заметив у вас ошибку, ловит вас на слове. Например: Экзаменатор (удивленно): «Вы сказали, что дельфины — это рыбы?!» Абитуриент (спокойно, сдержанно, но быстро): «Нет, на самом деле, естественно, это не так. Конечно, они живут в воде, но… в действительности… хотя многие считают… но на самом деле…». Для того чтобы пользоваться этим приемом, необходима твердая уверенность в своей правоте и высокая скорость постановки «нанесения пудры». Если слова, даже правильные, вы будете говорить слабым, неуверенным голосом, лучше не используйте этот прием.
В любом случае не усматривайте в преподавателе врага. Прочь психологические установки. Всем видом покажите, что вы «воюете в его окопе». Не пристукивайте, не тяните волшебное э-э-э-э-э-э (оно мало смахивает на заклинание или тактику гипноза), не щёлкайте ручкой, не притопывайте ногой. Вы должны показать, что мыслительный процесс — нормальное и обыденное явление для вас. Эта информация вам очень пригодиться при ответе. Оцените то, как преподаватель относиться к тому, что с ним спорят. Считает ли он, что в споре рождается истина, или же он ставит себя над вами, не считаясь с вашим мнением. В таком случае НЕ СПОРЬТЕ.
Даже при отличном знании материала вы обречены на провал. Выйдя из кабинета и убедившись в своей правоте, найдя в книге то, о чём вы говорили, вы всё равно уже ничего не докажете.
Как правильно отвечать на билет
Как ни странно, многие ответы абитуриентов заканчиваются, так и не успев начаться, особенно если экзаменатор устал, раздражен или находится под воздействием предубеждений («последний — двоечник»). Абитуриент, например, старательно продолжает отвечать на вопрос, однако экзаменатор уже знает, какую оценку (как правило — невысокую) он поставит.
В чем тут дело? Причина нередко заключается в том, что первые фразы ответа были слишком тусклыми и несодержательными, а ведь именно первые несколько предложений обычно решающим образом воздействуют на собеседника. Экзаменатор обычно более внимательно слушает именно начало ответа — порою из любопытства, ожидая чего-то нового, а чаще из желания сразу приблизительно оценить уровень знаний абитуриента, чтобы иметь возможность немного расслабиться во время ответа.
Поэтому началу ответа необходимо уделять особое внимание. При подготовке к экзамену нужно обдумать вступление к каждому билету. Далее, ответ советуем начинать с произнесения плана. В этом случае экзаменатор с первых же минут оценит не только круг вопросов, которые вы будете рассматривать по билету, но и вашу способность логически мыслить и грамотно строить ответ. Ваше выступление должно быть логичным и последовательным. Демонстрация неограниченных возможностей вашей памяти непременно должна сопровождаться обобщениями, раскрытием связи явлений, изложением закономерностей. Держитесь при ответе уверенно, но не вызывающе, отвечайте ровным, четким, но негромким голосом. При благоприятном стечении обстоятельств (когда звёзды Везуния, Знания и Сосредоточения соберутся в одном знаке Аудиториус) ваш ответ на каждый вопрос займет не более 5-7 минут. Не исключено, что вы произведете такое сильное впечатление, что необходимость задавать дополнительные вопросы у экзаменаторов исчезнет! А если экзамен письменный, например тестирование? Как вести себя в таком случае?
Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
1. Сосредоточьтесь! Торопитесь не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество ответов.
2. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых нет сомнений. Так вы освободитесь от нервозности, и вся энергия будет направлена на более трудные вопросы.
3. Читайте задание до конца! Иначе можно совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
4. Думайте только о текущем задании!
5. Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
6. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Ошибки, которые вы можете допустить
Начинайте всегда только в рамках, которые предусматривает вопрос билета. Кроме того, хотите вы этого или нет, вы должны считаться с официальным распределением ролей. Даже если вы «набиты» самыми современными знаниями «под завязку», все равно вы находитесь в подчиненной позиции по отношению к экзаменатору. Как говорил один преподаватель, «официально я умнее вас — я доктор наук».
1. Фразы типа «Это очень просто…»; «Вообще, физика — скучный предмет…»; «В этом вопросе я не согласен с Вернадским..,» и т. п. – прочь!!! Излишняя самоуверенность – совсем не то качество, которое должен демонстрировать экзаменуемый.
2. Излишняя неуверенность может значительно ухудшить вашу оценку. Поэтому не следует в начале ответа делать заявления типа: «Извините, можно мне начинать?»; «Можно я начну со второго вопроса?»
3. Запомните, уверенность необходимо проявлять в поведении, а не в высказываниях. С пафосом заявляя в самом начале ответа какую-нибудь спорную идею, вы очень рискуете.
Во-первых, вы ставите экзаменатора в оборонительную позицию — ведь он может придерживаться и противоположной точки зрения. В связи с этим свой ответ лучше начинать с описания событий или явлений, а не с оценки их. Особенно это касается вопросов, на которые существуют различные точки зрения. Во-вторых, безапелляционность опасна и с чисто технической точки зрения. Стоит вам заявить, что законы Ньютона выполняются всегда и везде, как экзаменатор подумает, что до электродинамики Максвелла вы просто «не дошли». Поэтому гораздо безопаснее почаще употреблять выражения, начинающиеся со слов: «как правило», «чаще всего», «практически без исключений». Заметьте, что таким языком написаны многие книги.